Понятия со словосочетанием «деревянная табличка»

Связанные понятия

Поли́птих (др.-греч. πολύπτυχον — «состоящий из многих дощечек», от πολύς — «многочисленный» + πτυχή — «табличка, дощечка») — многозначный термин.
Глиняная табличка (туппу́м, мн. ч. — туппу́мы) — это одна из первых материальных основ для книги, появившаяся около 3500 лет до н. э. Глина и её производные (черепки, керамика) была, вероятно наиболее древним материалом для книг. Ещё шумеры и аккадяне лепили плоские кирпичики-таблички и писали на них трёхгранными палочками, выдавливая клинообразные знаки.

Подробнее: Глиняные таблички
Дипилонская надпись — короткая надпись, нацарапанная на винном кувшине (ойнохойе), обнаруженном на Дипилонском кладбище в Афинах в 1870 году. Известна как старейший образец текста на греческом языке.
Письменные принадлежности — это инструменты для письма. К ним, в частности, относят стержни, грифеля, перья, ручки, карандаши, фломастеры, маркеры, угольки, мелки.
Тессера (лат. tessera) — у древних римлян название игральной кости, входного билета или жетона. Изготовлялись из слоновой кости, простой кости, мрамора, стекла, глины, камней простых и драгоценных и прочего. Ныне представляет ценность для нумизматических коллекций.
Ди́птих (др.-греч. δί-πτῠχος — «двустворчатый, состоящий из двух дощечек», от др.-греч. δύο — «два» + др.-греч. πτῠχή — «табличка, дощечка») изначально — употреблявшиеся греками и римлянами таблички для записи (записные книжки), представлявшие собой две деревянные, костяные или металлические дощечки, соединённые друг с другом; для записей предназначались внутренние стороны складня, внешние же стороны могли покрываться разного рода украшениями. Впоследствии словом диптих стали называть списки имён...
Табличка из Киша — табличка из песчаника, обнаруженная при раскопках Телль аль-Ухаймира в провинции Бабиль, Ирак, где ранее находился шумерский город Киш. Табличка датируется около 3500 г. до н. э. (средний Урукский период). В настоящее время хранится в коллекции Эшмолеанского музея в Оксфорде.
Воскова́я табли́чка (це́ра от лат. tabula cerata; греч. κηρωμένη πινακίδα) — дощечка из твёрдого материала (самшит, бук, кость) с выдолбленным углублением, куда заливался тёмный воск. На дощечке писали, нанося на воск знаки острой металлической, деревянной либо костяной палочкой — стилусом (др.-греч. στῦλος, лат. stilus). В случае необходимости надписи можно было стереть, загладить, и воспользоваться дощечкой многократно. Восковые таблички служили для ежедневных записей, напоминали о делах, о долгах...
Эгейские цифры — система счисления, использовавшаяся минойской и крито-микенской цивилизациями. Засвидетельствованы в нескольких письменностях эгейского кластера (линейное письмо A, линейное письмо B). Возможно, данная система цифр сохранилась и в кипро-минойском письме, где в длинном тексте на табличке из Энкоми в конце 20-й строки засвидетельствован знак, предположительно идентичный эгейскому знаку «100».
Лекиф (др.-греч. λήκυθος) — древнегреческая ваза, предназначенная для хранения оливкового масла, которая также использовалась как погребальный дар в V веке до н. э. Характерными чертами лекифа являются узкое горлышко и небольшая ножка.
Остра́кон или остра́к (др.-греч. τὸ ὄστρακον — глиняный черепок) — черепок глиняного сосуда, а также реже морская раковина, яичная скорлупа, осколок известняка или сланца.
Колофо́н (от др.-греч. κολοφών, κολοφῶνος — «вершина, завершение, венец») — текст на последней странице рукописной или старинной печатной книги, в котором сообщаются данные об авторе, времени и месте создания этого произведения.
Некро́поль (дословно «город мёртвых», др.-греч. νεκρός — мёртвый, πόλις — город) — комплекс погребений древнего мира: большое кладбище (подземные галереи, склепы, камеры), расположенное на окраине древних городов (в Египте, Малой Азии, Этрурии), с гробницами и каменными надгробиями. В частности, так называют, например, Дипилонский некрополь в древних Афинах, в Древнем Египте — некрополь города Фивы с гробницами фараонов и знати, и многие другие сооружения. Некрополем также обычно называли могильник...
Саркофаг царя Ахирама — базальтовая гробница царя Библа Ахирама, известного только по надписи с этой гробницы.
А́спидная или грифельная доска — письменная принадлежность в виде пластины из сланца, на которой некогда учились писать. Получила своё название из-за материала, чёрного твёрдого сланца — аспида. Вышла из употребления в середине XX века.
Дромос (от греч. Δρόμος — «путь, проход») — путь или коридор, ведущий в погребальную камеру гробницы или кургана. Иногда представляет собой горизонтальный или наклонный проход в склеп, вырезанный в скале. Также может быть оборудован ступеньками.
Суджинская надпись, или надпись из Суджи, — памятник древнетюркской рунической письменности. Найден профессором Г. Рамстедтом в 1900 году в Монголии в местности Süüdziin-dawaa (48°30’ N, 105° O).
«Цино́вка Ягуа́ра» — каменный трон в виде фигуры ягуара, символ власти и трон верховного правителя древнего города майя Чичен-Ица, в древности располагавшийся в святилище на вершине Пирамиды Кукулькана и впоследствии обнаруженный археологами в одном из потайных помещений внутри пирамиды. Считается, что первоначальным владельцем трона был Топильцин Кецалькоатль.
Ру́ны (ед. число — ру́на) — письменность древних германцев. Употреблялась с I—II по XII век на территории современных Дании, Швеции и Норвегии, по X—XIII век в Исландии и Гренландии, а в шведской провинции Даларна — вплоть до XIX века. Руны (символы) высекались или вырезались на камне, металле, дереве, кости; имеют специфическую угловатую форму, приспособленную для вырезания.
Погребальная камера, или погребальная комната — часть погребального сооружения, куда непосредственно помещается гроб, саркофаг, погребальный сосуд с прахом или само тело усопшего. К погребальным камерам по типу можно отнести мегалитические захоронения эпохи энеолита в Европе.
Древнеперси́дская кли́нопись — наиболее молодая из клинописных форм письма. Хотя знаки внешне напоминают аккадскую или шумерскую клинопись, сходство лишь внешнее — по происхождению это совершенно оригинальная письменность. Дешифрована в XIX в. немецким учителем Г. Ф. Гротефендом и английским дипломатом Г. К. Роулинсоном. Все надписи относятся к эпохе Ахеменидов. Наиболее известной является трёхъязычная монументальная надпись на Бехистунской скале — на древнеперсидском, аккадском и эламском языках...
Этру́сский алфави́т — набор символов, характерный для письменного этрусского языка. Создан на основе западногреческого алфавита.
Эди́кула (уменьшит. от лат. aedis дом, храм, часовня), буквально означает небольшой дом или храм. В Древнем Риме слово имело два значения. Эдикулами назывались домашние священные уголки, в которых помещали небольшие алтари или статуи лар и пенатов, покровительствующих семье или домашнему очагу. Название эдикула использовалось также для обозначения небольшой ниши в бо́льших по размеру храмах, опирающейся на пьедестал, увенчанной фронтоном и окружённой колоннами. Именно в последнем значении слово используется...
Ларарий (лат. lararium, от лат. «lares») — в римском доме культовое помещение или место поклонения домашним богам — ларам, пенатам.
Хат — древнеегипетская повязка на голову. Носилась знатью. По внешнему виду хат похожа на царский платок немес. Отличие от платка немес в том, что на платке хат не было характерных полос и отсутствовали боковые фалды. В лобовой части платка крепился урей. Археологами найдены хаты из льна.
Бра́хми (санскр. ब्राह्मी, Brāhmī IAST) — одна из древнейших разновидностей индийского слогового письма; пишется слева направо.
Ла́рнакс (др.-греч. λάρναξ, мн. ч. λάρνακες) — тип саркофага в минойской культуре и античной Греции в виде небольшого закрытого ящика, в который помещали согнутое тело умершего или кремационную золу.
Ге́рма (др.-греч. ἔρμα) — четырёхгранный столб, завершенный скульптурной головой, первоначально бога Гермеса (отсюда название), затем других богов (Вакха, Пана, фавнов), а с V века до н. э. и портретными изображениями государственных деятелей, философов и пр. Нередко к гермам приделывался с лицевой стороны фалл — символ плодородия.
Лутрофор (др.-греч. λουτροφόρος, лат. Loutrophoros) — особая форма древнегреческой керамики. От других видов керамических сосудов лутрофор отличается длинным горлышком и ручками особой формы.
Ге́мма (лат. gemma — драгоценный камень) — произведение глиптики, ювелирный камень, обычно округлой или овальной формы, с вырезанными изображениями. Различают геммы с врезанными изображениями (инталии) и с барельефными выпуклыми изображениями (камеи).
Саркофа́г (др.-греч. σαρκοφάγος) — разновидность традиционного гроба, использовавшаяся для захоронения знати и обычно оставляемая на поверхности земли в специально отведённых помещениях или на кладбищах. Изначально употреблялось для обозначения гробниц из троадского известняка, якобы способного быстро впитывать в себя человеческие останки.
Имиут — это фетиш, сделанный из шкуры обезглавленного животного. Чаще всего Имиут делали из бычьей или кошачьей шкур. Эту шкуру привязывали за хвост к столбу, заканчивающимуся бутоном лотоса. Столб был вставлен в специальную подставку. Фетиш использовали в погребальных обрядах ещё с самых ранних времён истории Древнего Египта. Одни из самых ранних находок датируются I династией. Несмотря на столь древнее происхождение, предназначение этого фетиша до сих пор остаётся загадкой.
Русское средневековое надгробие (древнерусское надгробие) — архитектурные сооружения (надгробный крест, намогильный камень, надгробная плита) установленные на могилах для увековечения памяти умерших, на территориях Древней Руси (территория современных государств: Белоруссия, Россия, Украина) в XIII—XVII веках.

Подробнее: Древнерусские надгробия
Коридорная гробница (термин является буквальным переводом английского passage grave или passage tomb) представляет собой тип гробницы эпохи неолита и бронзового века. Существуют различные варианты: некоторые с единственной погребальной камерой, некоторые с дополнительными, отходящими от основной, некоторые имеют крестообразную планировку. Нередко поверх коридорной гробницы, особенно позднего типа, насыпается каирн.
Вотивные предметы, вотивные дары (лат. votivus — посвящённый богам, от votum — обет, желание) — различные вещи, приносимые в дар божеству по обету, ради исцеления или исполнения какого-либо желания. Обычай приношения вотивных предметов — смягчённая форма жертвоприношения.
Знаки особых предписаний — дорожные знаки согласно разделу E Венской конвенции о дорожных знаках и сигналах.
Наиск (лат. Naïskos, др.-греч. ναϊσκος) — небольшой храм в классическом стиле с колоннами или пилонами и треугольным фронтоном. Наиск часто встречается в качестве художественного элемента храмов, например, в Эгире или Дидиме, в архитектуре малых форм на древнегреческих кладбищах в качестве надгробных рельефов или ниш, как, например, на кладбище Керамик в Афинах и на наисковых вазах в краснофигурной вазописи. Внутри наиска обычно изображался усопший. В Лувре представлены скульптурные изображения наисков...
Тинтиннабулум (лат. tintinnabulum) — литургический колокольчик, бубенчик, который прикреплён к позолоченной раме на палку. Вместе с умбракулумом, жёлто-красным шёлковым зонтиком, символизирует базилику (Basilica minor).
Стилос (по воску), стило́ (др.-греч. στῦλος — столб, колонна, писчая трость, грифель) — инструмент для письма в виде остроконечного цилиндрического стержня (длиной 8—15 см и диаметром около 1 см) из кости, металла или другого твёрдого материала. Стилос широко применялся в античности и в Средние века. Заострённый конец стилоса использовался для нанесения (процарапывания) текста на восковых табличках. Противоположный конец делался уплощенным (в виде лопаточки) и округлым, чтобы стирать написанное...
Эламское линейное письмо — письменность эпохи бронзового века, распространённая в древнем Эламе. До наших дней дошло только несколько монументальных надписей и надписей на глине (всего 22 документа). Использовалась параллельно с эламской разновидностью аккадской клинописи и, по всей видимости, для текстов на эламском языке.
Ритуальный археологический комплекс(ritual archaeological complex) — комплекс жертвенных вещей, ритуальных остатков/останков, культовых сооружений и предмета поклонения, являющихся результатом действий, связанных с магической или религиозной практикой.
Ложная дверь — подобие двери, с наличником, в котором дверной проём, будучи заложен, является неглубокой нишей. Может быть вырезана или нарисована на стене. Распространённый архитектурный элемент в гробницах Древнего Египта и Донурагической Сардинии. Позже ложные двери также встречаются в этрусских гробницах, а во времена Древнего Рима их использовали в интерьерах жилых домов и гробницах.
Бактри́йский язы́к — мёртвый среднеазиатский язык, был распространён на территории Бактрии, Греко-Бактрии, Кушанской Империи как государственный язык.
Каля́м или кала́м (араб. قلم‎) — основной инструмент, используемый для каллиграфии в арабской письменности и основанных на ней прочих письменностях: персидской, урду, дари, пушту и других. Калям представляет собой тростниковый стержень с заострённым концом, который окунается в чернила. Основным отличием каляма от пера, карандаша или ручки является косой заострённый конец. Обычно в работе используется сразу несколько калямов, отличающихся толщиной и углом среза заострённого конца.
Анх (егип. ˁnḫ), коптский крест — символ, ведущий своё происхождение из Древнего Египта. Известен как египетский иероглиф ☥, а также как один из наиболее значимых символов древних египтян. Также известен как «ключ жизни», «ключ Нила», «бант жизни», «узел жизни», «крест с петлей», «египетский крест», «крукс ансата» (лат. Crux ansata).
Погребальный конус — конусы из необожжённой глины с именем усопшего. Такие конусы находили в гробницах Фиванского некрополя, преимущественно в районе современных деревень Асасиф и Курна. Конусы были в употреблении при XI — XXVI династиях.
Некресская надпись — осколок сильно поврежденной надгробной стелы и другие обломки, на которых алфавитом «Асомтаврули» нанесены надписи языческого характера, найденные в кахетинском городище Некреси.
Гнёздовская надпись — древнейшая известная древнерусская кириллическая надпись на глиняном кувшине (вторая четверть — середина X века), найденном в одном из Гнёздовских курганов в 1949 году археологом Д. А. Авдусиным.
Токонома́ (яп. 床の間) или Токо (яп. 床), — альков или ниша в стене традиционного японского жилища, является одной из 4 основных составляющих элементов главного помещения японского аристократического дома.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я